Российский фонд помощи

«Люди двойного духа». Геи и лесбиянки среди североамериканских индейцев

Здравствуйте, дорогие читатели! Давайте продолжим наш экскурс в историю  гомосексуальных отношений. Сегодня поговорим об одной из самых самобытных и, к сожалению, незащищённых культур – культуре американских индейцев.

Наследие доколумбовой Америки в целом, и Северной Америки в том числе прошло тернистый путь и сильно пострадало за последние века. Поэтому то, что смогло уцелеть, будь то осязаемые артефакты или же духовные идеи индейских народов – бесценное достояние современного поколения.

Ну, как Вы понимаете, я буду говорить об индейцах со своей точки зрения – под углом взглядов на гомосексуальность. А здесь действительно есть о чём поговорить.

Да, геи и лесбиянки были и в этих обществах, где их называли не иначе, как «людьми двойного духа». Что это значит?

А вот что. Вообще, «двудуховная» личность — это понятие, которое, по сведениям антропологов, восходит к самому времени возникновения индейских культур. До колонизации и первых контактов с европейской культурой индейцы верили существование трёх полов: мужского, женского и мужеско-женского, причём последний как раз и был представлен людьми двойного духа. Кстати, хотя сам термин «двудуховный» является общим, собирательным, он основан на переводах с автохтонных языков, где содержалось подобное выражение, которое обозначало людей, проявляющих признаки мужского и женского полов.

Считалось, что «двудуховный» человек  получил редкий дар от Создателя, и дар этот заключался в том, что в теле человека жил и мужской, и женский дух. Полагалось, что такое лицо, награждённое двумя духами, имело уникальную возможность видеть мир с двух точек зрения, в двух измерениях одновременно. Даром этого видения следовало делиться со всеми, поэтому очень часто такие люди почитались как учителя, посредники в спорах, прорицатели, творцы и духовные лидеры. К ним относились с глубочайшим уважением, они несли высокие духовные и церемониальные обязанности.

Сведения об их существования оставляли уже первые европейские колонисты. Раньше всех о них написал испанский исследователь Кабеза де Вака, встретившийся с такими людьми в 1530 году. Португальский первопроходец Педру ди Магальяес ди Гуандаву, обнаружив во время своего путешествия по северо-западу Бразилии в 1576 году племя женщин-воинов, отмечал: «Они носят мужскую прическу, ходят на войну с луком и стрелами, охотятся за дичью… у каждой из них есть женщина, которая ей служит и называется ее женой».

Позже двудуховные люди упоминались в многочисленных сообщениях конкистадоров, католических миссионеров, французских торговцев пушниной и британских колонистов. Это явление было представлено в каждом крупном племени от ирокезов на северо-востоке и вдоль всего восточного побережья до племен пима, навахо, иллинойс, арапахо и мохаве на Великих Равнинах; в племенах яки и сапотеков в Мексике, в нескольких южноамериканских племенах и среди эскимосов Аляски. Всего антропологи обнаружили их не менее чем у 120 североамериканских племен .

Европейцы, которые в те годы придерживались жесткой религиозной морали, были шокированы увиденным и дали этим людям имя «бардаши» —  от персидского «bardaj «, изначально это был уничижительный термин, обозначавший пассивного гомосексуального партнер. Тем не менее, индейские бердаши не имели ничего общего с персидскими мальчиками для утех.

Путь личности двойного духа начинался ещё в детстве. Выявлению соответствующих признаков у такого ребёнка придавалось большое значение. Это оформлялось специальными ритуалами.

Например, в племени Папаго был распространён следующий показательный ритуал. Если родители замечали, что сын не интересовался мальчишескими играми и мужской работой, они организовывали особый ритуал для определения пути дальнейшего воспитания ребёнка. Они сооружали круг из веток, и в самую середину клали традиционно «мужской» топор и «женскую» корзину. Мальчик должен был войти в круг и вынести что-нибудь из него, и после того как он входил, круг поджигался. Окружающие смотрели, что именно он хватал, прежде чем выбежать, и если это была корзина, они смирялись с тем, что он был человеком двойного духа.

В племени Мохаве был немного иной ритуал, однако смысл его тот же – дать природе ребёнка заявить о себе самостоятельно. Делалось следующее. Собирался хор (поющий круг), в который входили все члены сообщества, в том числе далёкие друзья и родственники. В день церемонии все окружают мальчика, и его заводят в самый центр круга, Если он остаётся там, то перец, спрятавшийся за толпой, начинает петь ритуальные песни, и тогда мальчик, если ему суждено быть «двудуховным», начинает пританцовывать, как девочка. «Он не может сдерживать это» — говорят члены племени Мохаве. После четвёртой песни мальчика объявляли человеком двойного духа и с этого момента воспитывали соответствующим образом.

В чём это выражалось? Такое воспитание заключалось в обучении мальчика как женской работе, так и традиционно мужской. Он также проводил много времени с мудрецами и целителями, которые часто сами были «двудуховными». Всё его детство было наполнено пониманием и признанием. Конечно, это не застраховывало ребёнка от редких шуток или насмешек окружающих. Однако авторитетные люди племени, да и взрослые вообще очень резко пресекали подобные вещи и призывали уважать природу ребёнка.

Все племена знали о существовании людей двойного духа, и каждой из них имело своё название для них. Племя Наваго называло их nàdleehé (изменённый, преображённый), племя Лакота – winkte, Мохаве – alyha, Зуни – lhamana, Омаха – mexoga, Алеуты и Кодияки – achnucek, Запотеки — ira’ muxe, Чейены — he man eh. Такое обилие имён свидетельствует о том, как хорошо был знакомы народы Америки с таким явлением, как двудуховные люди. Терри Зовущий Орёл, человек из племени Лакота, поясняет: winkte просто рождаются такими. Люди знают, что человек станет winkte (человеком двойного духа в самом начале своей жизни. Примерно в возрасте 12 лет родители организуют ритуал, во время которого он вступает в контакт с winkte прошлого, которые обладаисилой и властью, для того, чтобы определить, является ли это просто этапом в развитии мальчика или судьба, которая определит всю его дальнейшую жизнь. Если нужное видение происходит, и контакт с прошлым установлен, все принимают человека как winkte”.

Клара Р. Фаррер, антрополог, глубоко и с увлечением исследующая аборигенную культуру, иллюстрирует эту ситуацию на примере племени Мескалерских Апаче. «Мультигендерные взрослые в Маскалеро считаются людьми с большими способностями и силой. Из-за того, что в их теле сочетается мужественность и женственность, он способны видеть мир глазами как женщин, так и мужчин. Они часто становятся целителями, советниками, толкователями снов, деятелями искусства или иным образом посвящают себя служению благу племени.  Если они выходят за рамки обыденного и принятого в любой области жизни, предполагается, что они имеют особое право не это, и ни у кого не возникает никаких вопросов».

В повседневной жизни в индейской среде «двудуховный» мужчина обычно носит женскую одежду и выполняет женскую работу. К нему относятся, как к девушке. Он может взять себе мужа из мужчин племени или вступить в  отношения с несколькими из них. Обычно не предполагалось, что они будут вступать в отношения с женщинами. Ни одно из этих правил не было жёстким. Снова и снова мы видим, что всевозможные формы поведения призванных к двудуховному пути и их изменения только приветствовались и уважались. На самом деле, здесь перед нами возникает проблема определения сущности двудуховного бытия. Несмотря на то, что все соглашаются с существованием таких людей, особенности такой идентификации могут варьироваться. Приходится удовольствоваться объяснением одного члена племени Дине: «Мы должны наблюдать за реакцией людей двойного духа на различные ситуации».

Помимо высоких духовных способностей, статус такого человека выражался в высоком общественном положении. Несмотря на то, что «двудуховный» мужчина перенимал многие признаки женской роли, он всё же обладал силой и выносливостью мужчины. Поэтому продуктивность труда была выше, чем у женщины, и по этой причине они высоко ценились в качестве супругов. Среди других способностей людей двойного духа, который объясняют их высокую ценность как партнёров в семье, можно назвать прекрасную способность  находить общи язык с детьми  и обучать их, щедрость, доброта и исключительно высокие интеллектуальные творческие способности.

Появление европейцев ознаменовалось привнесением и чуждых взглядов и ценностей во всех областях – в духовности, семейной жизни и в традициях в целом. Взгляды миссионерских церквей на сексуальность создало множество новых табу. Многие традиционные явления, такие как люди двойного духа начали искореняться или, в лучшем случае, загонялись в тень во многих (но не всех) племенах Северной Америки. Когда-то почитаемые и превозносимые, такие индейцы во время колонизации стали жертвами унижений, насилия, отторжения и изгнания.

Но, естественно, гомосексуалы и трансгендеры существовали всегда, и история даже донесла до нас имена некоторых бердашей, которые жили уже в Новое время.

Например, известность получила женщина по имени Ворон, которую также называли Женщина-Вождь, жившая в начале XIX века. Она с юности занималась ратными делам, отличалась незаурядным умом, благодаря этому была признана главой своего рода, и участвовала в собраниях старейшин и заседала в военном совете племени. Кроме того, Женщина-вождь имела 4 жён.

Также была сохранилась память об индианке по имени Бегущий Орёл, которая тоже участвовала в военных походах, обучившись военному делу у своего отца. За смелость ей в качестве особой чести было присвоено мужское имя. Еще Бегущий Орёл имела способность к врачеванию, и занималась целительством. Бегущий Орёл также имела жену, которая выполняла все обычные «женские» обязанности в семье. (Two Spirit Women)

Но самым известным человеком двойного духа стал бердаш по имени Ви-уа (Wee-Wah) – мужчина, живший в образе женщины в племени зуни на юго-западе США, в штате Нью-Мексико. Он родился в 1849 году и уже в детстве играл больше с девочками, чем с мальчиками, и одевался в юбки. В возрасте 12 лет он прошел мужскую духовную инициацию, однако через некоторое время соплеменники признали его человеком двойного духа, и с этого момента Ве-уа стал принимать на себя женскую роль. При этом, рано осиротев и живя в семье своей немолодой тети, он все больше должен был заботиться о своим младших братьях и сестрах, и поэтому нередко выполнял и женскую, и мужскую работу. С 1860-х годов племя зуни стало сотрудничать с властями США и защищало земли юго-запада от племен, враждебных американцев, а через несколько лет в деревню, где жила Уи-ва, прибыли американские миссионеры и учителя. Активная, смелая и любознательная девушка-бердаш стала близко общаться с новыми людьми, среди них была известный антрополог того времени Матильда Кокс Стивенсон – ее сразу заинтересовала Ви-уа, которая быстро учила английский и служила посредником между индейцами и белыми американцами. Стивенсон отмечала, что Ви-уа занимала в племени доминирующее положение, пользовалась большим уважением и у мужчин, и у женщин, и своим умом существенно превосходила других девушек. После отъезда миссионеров из деревни Стивенсон пригласила свою подругу в Вашингтон, и в 1886 году Уи-ва прибыла в столицу, где была с интересом встречена высшим американским обществом. Она провела в городе шесть месяцев, в течение которых жила в доме Стивенсон и посещала светские мероприятия, рассказывая людям о своем племени, а в один из дней она в качестве представителя своего народа встретилась с президентом США Гровером Кливлендом в Белом доме. При этом никто и понятия не имел, что перед ними  — трансгендер. Пожалуй, если бы вашингтонская публика узнала об этом, то ее объявили бы извращенцем. Однако газеты, которые тщательно следили за всеми мероприятиями с ее участием, отмечали, что внешность индейской принцессы, как они называли ее, серьезно разочаровывает тех, кто строит свои представления об индейцах на основе романтических легенд – окружающие отмечали широкие плечи и сильные руки Ви-уа, ее неженственную фигуру и немного крупные черты лица. Тем не менее, ее так и считали женщиной еще многие годы – и лишь в 1904 году, несколько лет спустя после смерти индейской принцессы, Матильда Стивенсон написала о том, что на самом деле она была мужчиной, причем сама исследовательница узнала об этом только в последние годы ее жизни, хотя знакомы они были очень давно.

В настоящее время с возрождением аборигенной культуры Америки вера в людей двойного духа и уважение к ним постепенно возвращается в индейские племен, наряду со многими другими забытыми ценностями первозданной культуры коренных народов США.

Как мы видим, в индейских культурах геи, лесбиянки были уважаемыми и почитаемыми людьми. Они приносили большую пользу обществу благодаря своему интеллектуальному и творческому потенциалу. Не пытаясь посягнуть на равенство, не выступая за превознесение однополой ориентации, я всё же уверенно заявляю, что нам есть чему поучиться у американских индейцев в их глубоко продуманном подходе к развитию личности, терпимости и мудрости.

Всего Вам самого доброго, и до новых встреч!

Рассказать другим:




Нравится



2 комментария ««Люди двойного духа». Геи и лесбиянки среди североамериканских индейцев»

  • требую продолжение банкета с рассказом о славянах и ариях

  • Ваш отзыв:

    Имя (обязательно):
    Почта (обязательно, не публикуется):
    Сайт:
    Сообщение (обязательно):
    XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>
    *

    Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

    WordPress Backup