Российский фонд помощи

Гомосексуальные образы в античной мифологии

Добрый день, дорогие друзья! Некоторое время назад в одном из постов я рассказывал о положении гомосексуалов на заре античности, об отношениях эроменов и эрастов и о восприятии их обществом.  Естественно, что взгляды на гомосексуальность находили своё отражение в народном эпосе, который помогает нам глубже понять воззрения того времени. Поэтому сегодня я хотел бы поговорить с Вами о гомосексуальных образах в античной мифологии.

Пожалуй, открытый гомоэротизм античного эпоса стал практически общеизвестным. Однако мне хотелось бы всё де остановиться на конкретных персонажах и историях, которые дополнят целостную картину античной толерантности, от которой мы так далеко ушли.

Гомосексуальность в античной мифологииМногие, в том числе самые популярные народные предания содержали сюжеты однополой мужской любви, многие из которых дошли до наших дней. Надо сказать, что неравная природа однополых отношений в Древней Греции, где чаще всего любовниками становились взрослый мужчина и юноша, нашла отражение и в мифах, где гомосексуальную пару обычно представляет тот или иной бог в роли взрослого любовника и герой в роли юноши, что соответствовало  обычной модели гомосексуальных отношений в Древней Греции.  При этом порой персонажи мифов впоследствии воспринимали гетеросексуальный образ жизни, как это нередко бывало и в жизни простых смертных.

Стоит отметить, что в мифах нет описания отношений с участием неполовозрелых мальчиков, поскольку в греческом обществе подобное поведение осуждались. Наиболее привлекательными считались юноши, достигшие полного полового созревания, достигшие возраста согласия по законодательству многих современных государств..

Мифы, рассказывающие о мужской любви, необязательно повествуют о сексуальных отношениях. В первую очередь речь в них идёт о глубокой дружбе и нежной любви, которые раскрываются через призму историй о доверии и предательстве, гордости и унижении, о добродетели и пороке. Поэтому не совсем точным будет определение этих мифов как гомосексуальных – в античности не было представления о гомосексуальности и о сексуальной ориентации вообще, сексуальность человека считалась единым средством выражения чувств независимо от пола, греки не разделяли и гетеросексуалов и геев, и мы можем только говорить о гомосексуальности той или иной пары, и только на основании этого мы можем говорить о гомосексуальности того или иного персонажа или лица.

В позднеантичную эпоху, а также в последующие века гомосексуальная сторона известных мифов всячески скрывалась, и дошедшие до нас истории были лишены  эротической окраски, поэтому не стоит удивляться, что среди персонажей таких мифов мы встречаем множество имён, знакомых нам с детства.

Следует отметить, что данная информация, основанная в том числе на работах Платона, Ксенофонта, Элиана, в целом отражает воззрения и практики жителей Афин и Спарты — а также покорившей их Римской империи —  и может не соответствовать идеологии отдельных полисов, в ряде которых отношение к гомосексуальному поведению могло отличаться от общепринятого в наиболее развитых греческих государствах.

Также среди историй о мужской любви изредка можно найти сюжеты и о чувствах между женщинами.

Данная статья в числе других источников основана на материалах Википедии и сайта http://www.gay-art-history.org/.

Итак, перейдём непосредственно к самим мифологическим сюжетам.


Зевс и Ганимед

Эта история является одним из самых ярких гомосексуальных сюжетов в классической мифологии, она стала своеобразной моделью отношений, на которой была основана традиция античной педерастии.

Ганимед был любимым сыном Троса, царя Трои, который дал имя городу. Гомер называет юношу прекраснейшим из смертных. Как говорится в наиболее известной версии мифа, Трос всегда боялся за сына, и поэтому того всюду сопровождала охрана. Однажды Ганимед и его спутники отдыхали на склонах горы Иды, когда царь богов, бросив взгляд на землю со своего трона, заметил пленительного юношу и тотчас воспылал к нему страстью. В мгновение ока Громовержец обратился в орла и спустился в мир людей, посылая вокруг себя громы и молнии, поднимая страшную бурю на земле, мешая день с ночью. Под покровом мрака Зевс обхватил молодого человека и взмыл с ним на Олимп, где принял свой обычный облик и сделал Ганимеда своим любовником и виночерпием.

Похищение ГанимедаВ мифе не содержится прямого указания на сексуальный контакт между Зевсом и Ганимедом, однако уже античные авторы полагали, что доказательством их половой связи является дар бессмертия и вечной юности, который был передан юноше в момент их соединения на ложе, поскольку именно так обретали бессмертие все люди в союзе с богами. —  Homosexuality in Greek myth (transl. of L’homosexualité dans la mythologie grecque); Beacon Press, Boston, 1986. P. 209.

Все боги были рады обществу Ганимеда, кроме супруги Зевса Геры, которая ревновала своего мужа к юноше, а также злилась за то, что Громовержец назначил его виночерпием, отстранив от этой должности её дочь Гебу. Зевс даровал Ганимеду бессмертие, сделав равным богам, и отвёл ему место на звёздном небе, где он и по сей день сияет созвездием Водолея, осенённый крылом соседнего созвездия Орла. Юноша стал единственным любовником царя богов, который удостоился такой судьбы. Plato, Symposium 8.29–3-; Craig Williams, Roman Homosexuality (Oxford University Press, 1999, 2010), p. 153.

Тем временем отец Ганимеда, убитый горем после потери сына, проливал безутешные слёзы на земле. Зевс был тронут его болью и послал к нему Гермеса, который возвестил, что теперь его сын обрёл вечную жизнь и юность, оставшись среди богов. Также Зевс преподнёс Тросу в дар двух своих небесных скакунов. И только после всего этого троянский царь смог утешиться и смириться с судьбой.

Editorial Board, World History of Male Love, «Greek Mythology», Zeus and Ganymede, 1999.

Также иногда рассказывали, что через какое-то время Ганимед, подносивший напитки небожителям, стал впоследствии гением, то есть духом-хранителем истоков Нила, даря живительную влагу людям.

Имя Ганимеда носит один из спутников Юпитера — планеты, названной римским именем Зевса.


Зевс и Каллисто

Юпитер и КаллистоКаллисто, одна из нимф Артемиды, дочь аркадского царя Ликаона, дала обет целомудрия и безбрачия, как и все спутницы Артемиды. Однако Зевс воспылал к ней страстью и, приняв облик Артемиды, возлёг с нею. Узнав об этом, Артемида разгневалась за то, что нимфа нарушила обет, и, по одной из версий мифа, застрелила её из лука. По другой версии, оскорблённая Гера, супруга Громовержца, превратила её в медведицу. Зевс послал Гермеса спасти ребёнка, которого носила во чреве Каллисто.

Есть и иные концовки этой истории. Как бы то ни было, впоследствии Каллисто нашла успокоение среди звёзд, став создвездием Большой Медведицы. см. Овидий. Метаморфозы II 477—507

Именем Каллисто также был назван один из спутников Юпитера.


Посейдон и Пелопс

Тантал, царь Сирила – первого города на Земле, построенного человеком – был сыном и близким другом Зевса. Однажды он пригласил на свой пир олимпийских богов и, желая подать им только самое лучшее, приказал убить своего сына, привлекательного юношу Пелопса и приготовить его мясо. Боги, поняв, что произошло, не притронулись к еде, и лишь Деметра, убитая горем потери своей дочери Персефоны, надкусила плечо. Боги наказали Тантала, сбросив его в Тартар, где он вечно мучился от жажды и голода посреди изобилия, а также разорив его царство.

Было решено воскресить убитого Пелопса. Мойра Клото воссоединила части его тела, а Рея, мать всех богов, вдохнула в него дыхание жизни. Деметра создала недостающее плечо из слоновой кости, и с тех пор все потомки Пелопса имеют белые плечи. Возрождённый юноша был ещё прекраснее, чем раньше, и Посейдон, увидев его, тотчас же влюбился в Пелопса. Бог моря побежал за юношей, и, догнав, усадил в свою колесницу, запряжённую золотыми лошадьми, и увёз на Олимп, где сделал его своим любовником и виночерпием.


Однако, помня происшествие с отцом, боги Олимпа не захотели видеть перед собой всё время сына и отправили его обратно на землю. Посейдону  было горько расставаться с возлюбленным, но, не смея идти против воли всех богов, он смог лишь на прощанье щедро одарить Пелопса…

На земле Пелопс влюбился в дочь царя Эномая, прекрасную Гипподамию. Однако Эномай, сын Гермеса и обладатель самых быстрых скакунов во всей греции, которому оракул предсказал смерть от рук зятя, требовал, чтобы все женихи сначала попытались обогнать его в беге колесниц, причём в случае проигрыша им грозила смерть. И Пелопс , придя на берег моря, обратился к своему возлюьленному с просьбой помочь ему. И Посейдон, помня о прежней любви, послал Пелопсу свою колесницу, рассекающую морские просторы быстрее ветра.

Пелопс выиграл гонки, колесница Эномая, сломанная возницей царя, подкупленным Пелопсом, развалилась, и лошади тащили его по стадиону, пока он не скончался. В память об Эномае новый царь Пелопс учредил Олимпийские игры. От брака Гипподамии и Пелопса родилось множество детей. Он был добрым царём, и при нём царство процветало, и в честь него вся Западная Греция получила имя – Остров Пелопса, или Пелопоннес.


Нерит

Нерит был морским божеством, юношей неземной красоты. Как сообщает Клавдий Элиан, о нём практически не писали поэты, однако Нерита воспевал фольклор моряков. С ним связано две истории. Согласно первой, в него была влюблена Афродита ещё до своего выхода из моря. Она обещала взять его с собой, однако он отказался и не изменил своего мнения даже тогда, когда она предложила ему в дар пару крыльев. В конце концов разгневанная Афродита обратила его в моллюска.

Другая история, которая как раз интересует нас, повествует о любви Посейдона к Нериту. Посейдон учил его управлять своей колесницей, и его смелость и искусность восхищала всех морских обитателей. Однако по неизвестным причинам Гелиос разгневался на юношу и обратил его в моллюска – как предполагает сам Элиан, бог Солнца мог сам быть влюблён в Нерита и сделать это из ревности. Aelian, On Animals, 14. 28.


Аполлон и Гиацинт

Аполлон был влюблён в Гиацинта, сына царя Спарты, и часто приходил к нему на берег реки Эврот, чтобы провести с ним время и отдохнуть от общества муз и богов, наслаждаясь общаясь с прекрасным юношей. Они вместе охотились, гуляли и занимались гимнастикой, которой Гиацинт обучил своих друзей и в которой впоследствии так преуспели спартанцы. Но однажды мужчины соревновались в метании диска, и в азарте игры Аполлон бросил его так высоко, что тот рассёк облако надвое. Стараясь показать свои способности перед возлюбленным, Гиацинт побежал, чтобы поймать диск, но он летел вниз с такой высоты, что слишком Аполлон и Гиацинтразогнался и, падая, ранил юношу смертельным ударом в голову.  Аполлон в ужасе бросился к Гиацинту, но тот бледнел на глазах. Как ни пытался отчаявшийся бог помочь своему любимому, всё было напрасно, и Аполлон возненавидел себя за то, что стал виной смерти юноши, проклял своё бессмертие за то, что не может последовать вместе со своей любовью в царство Гадеса. От его слёз из крови Гиацинта вырос цветок, который мы называем по имени несчастного юноши.

Аполлон увековечил память о Гиацинте, и с тех пор спартанцы поклонялись ему ежегодно во время Гиакинфийских торжеств в середине лета, скорбя о его смерти и воспевая его юность, силу и красоту.

Также в Гиацинта был влюблён мифический поэт Фамирид.


Пан и Дафнис

Дафнис был сицилийским пастухом, сыном Гермеса и нимфы. Мать оставила его в тени лаврового дерева, где по воле Геры, сжалившейся над младенцем, его нашли пастухи, взяли к себе в дом и воспитали, как своего собственного ребёнка. Несмотря на своё происхождение, Дафнис был смертен.

В него был влюблён Пан, который обучил его игре на флейте Пана – одной из видов сиринги. Впоследствии его стали почитать как основоположника пасторальной поэзии. — «Daphnis» The Oxford Companion to Classical Literature. Edited by M. C. Howatson. Oxford University Press Inc. Oxford Reference Online. Oxford University Press. 16 June 2012

Позже Дафниса полюбила нимфа Номия, которая поклялась ему верности и потребовала от него того же, угрожая в противном случае лишить зрения. Дафнис намеревался сдержать данное ей обещание, однако вскоре юношу соблазнила царская дочь, и в отместку наяда ослепила его. С тех пор слепой и одинокий Дафнис скитался по стране и пел и играл на флейте свои песни, которые были печальнее прежних и оттого ещё прекраснее.

Наконец Гермес узнал о его судьбе,  сжалился над своим сыном и забрал его к себе на Олимп. Пролетая над Сиракузами, Дафнис задел ногой скалу, и из этого места стал бить источник. С тех пор это место считается священным, источник носит имя Дафниса, а пастухи поклоняются своему покровителю у его вод.


Геракл и его любовники

Геракл был не только сильнейшим из героев, но также самым безумным и при этом самым находчивым из них. Однако он также был одним из самых любвеобильных персонажей греческого эпоса. При этом, как бы страстен ни был Геркулес с женщинами, мужчины привлекали его ничуть не меньше. По словам Плутарха, количество его любовников не знало счёта. Известно, что он имел больше романтических связей, чем сам бог Аполлон, знаменитый своими однополыми романами. Несмотря на то, что многие истории о возлюбленных Геракла не сохранились, до нас дошли имена большинства из них – так, среди юношей, за которыми ухаживал геррой, были молодые герои-аргонавты Адмет, Ифит и Эвфем, также Элакат, в честь которого устраивались ежегодные Элакатийские игры в Спарте, безымянные юноши из Абдер и Опии, сын Гермеса, которому любовь Геракла стоила жизни. Также Геркулес ухаживал за Филоктетом, который унаследовал лук и стрелы Геракла, впоследствии использованные им во время Троянской войны, и Нестором, младшим сыном царя Нелея, ставший самым близким любовником героя. Также очень близски с ним были Иолай из Фив и Гилас из Аргоса.

Иолай, шестнадцатилетний племянник Геракла, часто помогал ему во время совершения знаменитых подвигов. Рассказывали, что они легче давались герою, когда его любимый был рядом. Помимо этого, Иолай правил колесницей Геракла.

Есть версия, что с царём Эвристеем, для которого герой выполнял свои знаменитые подвиги, у него тоже были романтические отношения. Кроме того, в различных произведениях античных авторов упоминаются и другие любовники героя – Нирей, Адонис, Ясон, Корит, Стихий, Фринкс, однако, к сожалению, эти сюжеты не дожили до наших дней.

Память об этом возлюбленном героя долго хранилась в народе. Как пишет Плутарх, «трудно вести счёт возлюбленным Геркулеса, поскольку нет им числа. Однако те, кто помнит среди них Иолая, и поныне чтут его память, и возлюбленные клянутся в верности друг другу на его могиле». Об этом обычае также писал Аристотель. Фиванцы настолько почитали Иолая, что воспевали его наравне с самим Гераклом, они назвали в его честь свой гимнасий и устраивали ежегодные соревнования в его память – Иолайские игры.

Что касается любви Геркулеса и Гиласа, поэт Феокрит писал: «Мы не первые из смертных, кто видит прекрасное в прекрасном. Нет, даже бесстрашный сын Амфитриона, укротивший немейского льва, возлюбил обворожительного Гиласа, волосы которого ниспадали вьющимисся локонами. И, подобно отцу с любимым сыном, герой обучил его всему тому, что дало ему могущество и славу.

Они были неразлучны, будучи вместе днём и ночью. Поэтому юноша смог вырасти таким, каким хотел, видя перед собой Геракла и приобщаясь к истинной мужественности. Когда же Ясон отправился в путь за Золотым Руном и все благородные мужи, приглашённые изо всех городов, отправились с ним, герой многих подвигов, сын благородной Алкмены, также пошёл с ними. И мужественный Гилас во цвете лет взошёл вместе с ним на борт Арго, могучего корабля, чтобы нести стрелы и хранить лук Геракла».

Во время путешествия корабль однажды сел на мель у берега в Мизии. Когда герои расположились на берегу, юноша, взяв кувшин, отправился на поиски источника, чтобы набрать воды для ужина. Добравшись до родника, он увидел нимф, которые начинали свой ежедневный танец в честь Артемиды около воды. Одна из нимф, Дриопа, заметив прекрасного юношу, приблизилась к нему и стала увлекать его к себе, и едва Гилас  опомнился, как Дриопа утащила его в воду – он только успел позвать на помощь. Крик услышал Полифем, один из героев, и отправился на поиски юноши, боясь, что его грабят разбойники или гонят хищные звери. Не найдя его, он рассказал об этом Гераклу. Геракл трижды проревел своим могучим голосом имя своего возлюбленного, и тот ответил через воду. И герои вместе продолжили искать по всему лесу, принуждая помогать себе каждого встречного мизийца. Наконец, не найдя никаких следов, они собрали окрестных жителей и пригорозили им разнести все поселения и лес, если они не узнают судьбы Гиласа – живого или мёртвого. Мизийцы поклялись искать не переставая, отдав в заложники Герккулесу нескольких красивых юношей. Однако Гилас остался жить с водяными нимфами.

С тех пор жители Мизии многие годы совершали символические поиски Гиласа у Пегейского источника.The World History of Male Love: Greek Mythology, «Hercules and Hylas.»


Лай и Хрисипп

Лай был легендарным царём Фив. Греки верили, что именно он научил их любви к прекрасным юношам – хотя некоторые считали родоначальником этой традиции критского царя Миноса. Когда Лай был слишком молод, чтобы управлять самостоятельно, его двоюродные братья Амфион и Зет отобрали у него престол, и он вынужден был бежать. Ему удалось укрыться у царя Пелопса – о котором речь шла выше – и остаться при его дворе. Когда Лай вырос и возмужал, царь доверил ему для воспитания своего любимого сына Хрисиппа. Обучая юношу всему, чем владел сам в боевом искусстве, Лай невольно влюбился в своего воспитанника. И в конце концов однажды во время Немейских игр, участвуя в гонках на колеснице, он решился украсть своего возлюбленного. К тому времени его братьев уже не было в живых, и он смог вернуться в свои родные Фивы вместе с Хрисиппом.

К несчастью, юноша не прожил долго. Некоторые считали, что он покончил с собой от стыда за то. что его увезли против воли, но многие верили в то, что виной всему Гипподамия, жена Пелопса. Она боялась, что её супруг назначит своим наследником Хрисиппа в обход её собственных детей, и однажды ночью прибыла в Фивы, пробралась в спальню любовников и ударом меча смертельно ранила Хрисиппа. Царица обвинила во всём Лая, однако умирающий смог указать на неё как на убийцу, и честь Лая была спасена. Гипподамия покончила с собой.

Тем временем Пелопс собрал войско, чтобы идти на Фивы с целью вернуть украденного сына. Однако, настигнув Лая, он пощадил его, признав, что его вела истинная и глуюокая любовь к юноше. Тем не менее Пелопс наслал проклятие на Лая и его потомков то третьего колена. Когда Лай обратился позже в дельфийскому оракулу, сетуя на свою бездетность, Аполлон поведал ему о том, что ему не следует иметь потомство. Однако Лай не покорился воле богов, и у него родился сын Эдип, от которого он впоследствии принял смерть. Судьба самого Эдипа была не менее несчастной.


Нис и Эвриал

Нис и Эвриал были солдатами Энея, судьба которых особенно подробно описана в Энеиде Вергилия. Они были одними из жителей Трои, которые сумели бежать под предводительством Энея после её разграбления греками. Нис был сыном Гиртака, Эвриал происходил от Офельта. Их отцы были троянскими воинами, причём Офельт погиб во время осады.

После длительных скитаний по Средиземноморью странники наконец пристали к побережью Италии, однако для того, чтобы обосноваться там, им пришлось воевать с местными племенами. Во время боевых действий Нис и Эвриал сумели совершить тайную вылазку в лагерь врага, однако они приклекли к себе внимание и были убиты. Их трагическая судьба надолго стала примером воинской доблести и самоотверженности.

Несомненно, Ниса и Эвриала связывали трепетные романтические отношения – об этом говорит сам Вергилий, напоминая читателю о древнем обычае греческой педерастии. Собственно, вся поэма имеет ярко выраженную эротическую окраску. Надо сказать, что автор при написании поэмы столкнулся с некоторыми трудностями: в современной ему римской армии, в отличии от греческой, сексуальные отношения между воинами были строго запрещены, поскольку частью римской идеологии гражданской свободы была свобода от телесных страстей и слабости. Поэтому поэт, изображая любовь Ниса и Эвриала, подчёркивает их истинную мужественность, обращая внимание на их совместные подвиги, чувство братства и верность. — Mark Petrini, The Child and the Hero: Coming of Age in Catullus and Vergil (University of Michigan Press, 1997), pp. 24–25. Tем самым Вергилий даёт понять, что их любовь полностью соответствовала моральным законам Рима. — James Anderson Winn, The Poetry of War (Cambridge University Press, 2008), p. 162.


Ахилл и Патрокл

Как известно, Ахиллес был сыном нимфы Фетиды и царя Пелея. Желая сделать сына неуязвимым и бессмертным, мать окунула младенца в воды реки Стикс, и его тело стало неуязвимым, однако при этом она держала его за пятку, которой не коснулась вода – она и стала его единственным слабым местом.

Когда мальчик подрос, его отдали на воспитание мудрому кентавру Хирону, который обучал многих героев и прежде. Вместе с ним обучался Патрокл, сын Менетия, давнего друга его отца.

Когда прекрасная Елена была украдена Парисом и вся Греция поднялась на войну с Троей, Ахиллес повёл греческие войска на осаду города и прославился многочисленными подвигами.

Надо сказать, что одновременно со своими чувствами к Патроклу Ахиллес воспылал страстью к девятнадцатилетнему сыну троянского царя Приама Тройлу и стал домогаться его, угрожая убить в случае отказа. Тройл скрылся от героя в храме Аполлона, покровителя Трои. Однако Ахиллес ворвался в здание, оскорбив этим бога, и после нового отказа юноши обезглавил принца на алтаре.

Ахиллес оплакивает ПатроклаВо время девятилетней осады Трои, которую не удалось взять сразу, греки опустошали соседние города. При разделе военной добычи прекрасная принцесса Бризеида досталась Ахиллесу. Когда Агамемнон расстался со своей конкубиной, он забрал Бризеиду к себе, и Ахиллес, оскорблённый тем, что у него отняли его награду, и отказался вести войска. С этого момента греки начинают терпеть поражение. Раскаявшийя Агамемнон соглашается на всё, чтобы убедить Ахиллеса снова возглавить армию. Наконец, герой соглашается, однако Патрокл одалживает его доспехи, с тем чтобы появиться перед солдатами под вдом Ахиллеса и вдохновить их на победу. Ахиллес согласился с условием, что Патрокл вернётся, как только отгонит троянцев подальше от греческих корбалей, но Патрокл в итоге гнал противников до самых стен города и был сражён Гектором. Убитый горем Ахиллес не знал покоя и отказывался от сна и еды, и не разрешал хоронить тело любимого.  Наконец, вняв утешениям товарищей  и матери, которая специально для этого вышла к нему из моря и принесла нвоые доспехи, он собрался с силами и ожесточённо повёл войска на Трою. Он погиб в бою от рук Париса, брата Приама, который не забыл смерти Тройла. Прах Ахиллеса был перемешан с прахом Патрокла, и они были захоронены в общей могиле.


Ифис и Ианфа

Эта история была рассказана Овидием в “Метаморфозах.”. Ифис и Ианфа были молодыми критскими девушками. Родители Ифис, Лигдос и Телефуза, мечтали о сыне, но родилась дочь. Тогда отец, не желая воспитывать её, решил убить девочку. Однако случилось так, что через эти земли проезжала Исида, которая явилась к Лигдосу и убедила оставить дочь в живых, воспитав её, как мальчика.

Ифис растили как юношу, и она обучалась вместе с девушкой по имени Ианфа, которую впоследствии отец, считавший дочь мужчиной во всех отношениях,  выбрал ей в жёны. Ианфа не подозревала о том, что её жених – женщина. Сама же Ифис к своему смущению обнаружила в себе непонятную ей страсть к Ианфе, она чувствовала, что влюбилась в девушку.

Когда же настало время свадьбы, мать Ифис Телефуза, не желая сочетать браком двух девушек, взмолилась Исиде и попросила её превратить дочь в мужчину. Так и произошло, и Ифис стала юношей и женилась на Ианфе. Это едва ли не единственная история о гомосексуальной женской любви во всём греческом эпосе. Ovidio, Le metamorfosi Libro XIV, 698-771.

Таковы основные сюжеты античной мифологии, повествующие об однополой любви. Как мы видим, поэты древности воспевали любовь независимо от того, были ли возлюбленные мужчинами или женщинами — они видели в ней лишь светлое и возвышенное чувство, перед которым благоговели многие поколения восторженных потомков.

Рассказать другим:




Нравится



Один отзыв на «Гомосексуальные образы в античной мифологии»

  • с тобой!:

    Как ты замечательно всё изложил, какие прекрасные подобрал иллюстрации… Какой же ты умница! Как я горжусь тобой!…

  • Ваш отзыв:

    Имя (обязательно):
    Почта (обязательно, не публикуется):
    Сайт:
    Сообщение (обязательно):
    XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>
    *

    Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

    WordPress Backup