Российский фонд помощи

Гей-брак в православной Византии?

Здравствуйте, дорогие друзья!

Многие люди думают, что гей-браки  – это новое веяние, захватившее западный мир, ломающее «традиционные» ценности. Но все новое – хорошо забытое старое. Ведь даже те, кто поддерживает однополую любовь, не всегда знают о том, что даже в средневековой Европы мужчины заключали гомоэротические союзы. И не где-то, а в самой православной Византии, откуда на Русь пришло христианство. И освящала такие союзы сама Церковь. Итак, как выглядели эти духовные мужские союзы?

Сегодня мне хотелось бы рассказать Вам о таком удивительном явлении, как адельфопоэзис (ἀδελφοποίησις). Буквально это слово в переводе с древнегреческого означает «создание братьев», «братотворение» («ἀδελφός», «адельфос» – брат, «ποιέω», «поэо» – создаю). Так называлась особая церемония, в ходе которой двое мужчин становились духовными братьями («пневматикос адельфос»). Интересно, что этот обряд существовал с первых веков христианства и получил особенное развитие в православной церкви, где он был распространен до XVII века.

Адельфопоэзис был особым духовным союзом, изначально не подразумевавшим ничего эротического, но именно он позволял закрепить однополые отношения, причем сделать это в рамках дозволенного. Любопытно, что еще в IV столетии в Римской империи была введена уголовная ответственность за гомосексуальность, и этот запрет сохранялся и в Византии. Поэтому адельфопоэзис стал той формой однополого союза, который, с одной стороны, позволял обойти этот запрет, а с другой – одобрялся Церковью.

Самыми известными парой стали святые Вакх и Сергий, два солдата римской армии, жившие в третьем столетии. Согласно их житиям, они были фаворитами императора Галерия и занимало при нем видное положение до тех пор, пока не выяснилось, что они были христианами, что в те годы было запрещено. Когда стало известно, что они не поклоняются античным богам, император подверг их пыткам, стремясь отвратить от христианства, однако они были непреклонны, и в итоге они были казнены. Сергий и Вакх почитаются в православных церквах как святые мученики, день их памяти отмечается 7 октября.

Считается, что, будучи христианами, они прошли обряд адельфопоэзиса. Известна икона, на которой они изображены в момент «братотворения», где между ними можно увидеть Христа, который словно освящяет их союз. Более того, есть сведения, что в ранних источниках они описываются как эрасты –так в древнегреческом языке обозначались возлюбленные в однополых парах. (Boswell, John, “Same-sex Unions In Premodern Europe”  (New York, Villard books, 1994), p. 154).

Русский философ и священник Павел Флоренский пишет об этом обряде в своём монументальном труде «Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах». В частности, он отмечает: «Предел дробления — не человеческий атом, от себя и из себя относящийся к общине, но общинная молекула, пара друзей, являющаяся началом действий, подобно тому как такою молекулою языческой общины была семья», размышляя над словами Христа о том, что «Где ведь — γαρ — собраны двое или трое — δύο ή τρεις — в Мое Имя — εις το έμον όνομα, — там Я есмь посреди них». В своём теологическом толковании обряда Флоренский говорит о нем как о выражении христианской любви, но не эроса, отмечая, что его последование состоит из молитв, чтения Библии и причастия преждеосвященных евхаристических даров.

С точки зрения обряда, братотворение отличалось от таинства венчания. Во время него читались молитвы, прославляющие Бога. Например, хлеб и вино освящались заранее, а не во время самой церемонии.

Во всех молитвах испрашивается укрепление братской любви (ἀγάπη). Например, в молитве 1 говорится о «возлюбивших друг друга любовию духовною», которые пришли в храм за благословением, чтобы имели «веру непорочну и любовь нелицемерну». («Побратимство» // Православная энциклопедия).

Нечто отдаленно похожее было и в западной Церкви – речь идет об обряде Ordo at fratres faciendum («Последование к сотворению братьев»). (Alan Bray, “The Friend” (University of Chicago Press,  2006), p.129.)

В последнее время об адельфопоэзисе вновь встали вспоминать благодаря исследованиям Джона Боcуэлла (John Boswell), который проводит параллель между адельфопоэзисом и гомосексуальным браком. Правда, некоторые ученые не согласны с ним, и его исследование вызвало полемику.

Консервативно настроенные ученые и представители духовенства считают, что адельфопоэзис был в первую очередь духовным союзом, не имеющего никакой сексуальной подоплеки. (Byron D. Stuhlman, “Occasions of Grace: A Historical and Theological Study of the Pastoral Offices and Episcopal Services in the BCP” (Church Publishing, Inc., 2000), p. 89.)

Противница Бозуэлла Клаудия Рапп (Claudia Rapp) считает, что адельфопоэзис был больше похож на духовное усыновление, обретение духовных родителей, и утверждает, что гомосекуальные отношения в ту эпоху и без того упоминается так часто, что для их закрепления не требовалось никаких особенных церемоний.  Начиная с XII века, церковные власти начали критически смотреть на адельфопоэзис, и был введен запрет для участия в этом обряде для монахов. Однако в миру он продолжал практиковаться и дальше. (Claudia Rapp, “Ritual Brotherhood in Byzantium” // Traditio, 1997, N 52. (pp. 319-326).

Тем не менее, очевидно, что нередко этот обряд позволял мужчинам реализовать свои гомоэротические чувства и желания. Так, известный богослов XIII века Никифор Влеммид напрямую осуждал адельфопоэзис, считая, что он направлен на реализацию однополых чувств между мужчинами. (Michael Angold, “Church and Society in Byzantium Under the Comneni, 1081-1261” (Cambridge University Press, 2000 ), p. 556 (ссылка на: Nicephorus (Blemmydes),”Nicephori Blemmydae avtobiographia sive cvrricvlvm vitae”, transl. Joseph A. Munitiz (Brépols, 1984), p. 19-21 and 54-55.)  И эту позицию разделял не он один.

Также это подтверждается тем, что церковные власти неоднократно принимали попытки ограничить или вовсе запретить проведение этого обряда. В печатных венецианских греческих Евхологиях (сборниках молитв) XVI в. издатели прибавляли комментарий: «хотя это последование по церковным и царским законам не дозволено совершать, но мы его печатаем, так как оно находится во многих книгах» (см.  Jacobus Goar, “Euchologion” (1647), p. 706, 709). О недолжном использовании обряда свидетельствуют два неопубликованных постановления (Διδασκαλίαι) Константинопольского Патриарха Афанасия I, в которых Б. характеризуется как источник безнравственности … («Побратимство» // Православная энциклопедия).

В XVII веке православная церковь прекратила проведение адельфопоэзиса.

Таким образом, многие годы назад в стране, от которой впоследствии Россия унаследовала свою основную религию, был найден изящный выход для тех, кто испытывал гомоэротические чувства. Гомосексуальность была запрещена, однако при этом восточная Церковь благословляла однополые союзы, которые, будучи внешне исключительно духовными, были спасением для геев Византии.

Думаю, консервативным противникам гомосексуальности, апеллирующим к христианским ценностям, стоит вспомнить об этом прекрасном обряде.

Спасибо Вам большое за внимание и удачи Вам во всем!))

Рассказать другим:




Нравится



Отзывов нет на «Гей-брак в православной Византии?»

Ваш отзыв:

Имя (обязательно):
Почта (обязательно, не публикуется):
Сайт:
Сообщение (обязательно):
XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>
*

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

WordPress Backup